Статьи

Здоровье как самый ценный ресурс, как сегодня меняется рынок оказания медицинских услуг

Расхожая фраза, значение которой мы в полной мере понимаем, как правило, только потеряв его.

Пандемия, это когда болеет само человечество, и стоимость потери такого ресурса сегодня уже остро ощущают на себе банковский сектор, рынки товаров и услуг, вся мировая экономика. Но внимание большинства людей сегодня приковано, конечно, к тому, что происходит в медицине: мы пристально следим за статистикой распространения болезни, информацией о заболевших и выздоровевших. Социальные сети полны историями о работе медиков по всему миру, чаще доблестной, иногда шокирующей своей халатностью.

Эксперты рынка оказания медицинских услуг, начиная с 2000х годов, говорили о нарастающем кризисе всемирной системы здравоохранения, вызванном демографическими факторами и ростом стоимости медицинских услуг. Количество жителей планеты быстро прирастает, при чем за счет пожилого населения, так как улучшение качества жизни, медицинские достижения в лечении критических заболеваний позволяют нам жить дольше. Все это приводит к перегрузке системы здравоохранения, которая каждое с каждым десятилетием все больше фокусируется на лечении все большего числе пациентов с хроническими заболеваниями, которые требуют длительного вложения ресурсов. И когда этих ресурсов оказывается недостаточно, финансовая нагрузка ложится на плечи самих пациентов. Отсюда происходит дисбаланс уровней медицины качественной, медицины доступной. Различия в эффективности лечения как критических, так и хронических заболеваний в разных странах напрямую зависят от степени доступности передовых медицинских технологий для ее жителей.

Пандемия короновируса в последние месяцы высветила очень ярко проблемы и тонкие места национальных систем здравоохранения.

Говоря о текущей ситуации в России, мы видим, что все внимание и все ресурсы государственной медицины сейчас направлены на работу только с вирусом и его осложнениями. Начиная с марта 2020 года, 28 крупнейших государственных многопрофильных медицинских центров Москвы и Санкт-Петербурга были перепрофилированы для работы с COVID-19. Это позволило выделить 80 000 коек для лечения зараженных пациентов. Коммерческие медицинские центры повсеместно ввели ограничение на профилактические приемы пациентов и чекап, сокращено оказание плановых медицинских услуг для лиц старше 60 лет, как амбулаторных, так и стационарных. В качестве альтернативы ведущие медицинские центры включили возможность заочных консультаций с врачами по телефону и скайп для специальностей, где не нужен очный прием. Зарубежные клиники, которые также пока не доступны для клиентов, оказывают услуги удаленно в режиме телемедицины или письменных консультаций.

Обоснованность этих мер не вызывает сомнения, однако, во время пандемии короновируса, люди не перестали получать травмы, болеть раком или сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые требуют сложного и безотлагательного лечения. Но варианты клиник для лечения, а также их временная доступность для этих пациентов сократились в разы! Маданес, как медицинский ассистанс, в последние месяцы получает особенно много запросов от наших партнеров по всему миру, в отношении клиентов, как тех у кого есть полисы добровольного медицинского страхования или полисы лечения критических заболеваний, так и тех клиентов, у которых их нет. Просят помочь подобрать профильного врача или клинику, а самое главное – в нее попасть в ближайшее время. Много запросов на помощь в доставке лекарственных препаратов.

Мы видим, что в текущей ситуации перегруженности медицинской системы, не достаточно иметь только полис ОМС или ДМС. Недостаточно иметь много денег или связи. В последнее время нам довелось подключаться к кейсу клиентов, которые могли бы при желании, просто купить себе медицинский центр. Но это не дало бы решение сиюминутной, острой проблеме. Сложные времена требуют многоуровневых решений и комплексного подхода. Мы видим на страховом рынке Израиля рост спроса на добровольное страхование в целом, и критических заболеваний в частности, на 30% по итогам 1 квартала. Количество запросов на эти виды страхования в России также увеличились на 12% по сравнению с концом прошлого года, не смотря на прогнозируемое снижение рынка страхования.